Основным методом лечения катаракты является хирургический, направленный на удаление помутневшего хрусталика из полости глаза и замену его на искусственный. Сегодня все операции выполняются с использованием микрохирургической техники, предполагающей использование профессионального микроскопа, позволяющего проводить манипуляции под 10-20-кратным увеличением, с применением сверхтонких инструментов.

Такой подход позволяет не только быстро и эффективно удалить сам хрусталик, но и провести ряд других очень важных для восстановления зрительных функций манипуляций: удаление хрусталиковых масс, эпителия с поверхности капсулы, снятие помутнений с поверхности задней капсулы, имплантацию искусственного хрусталика в капсульный мешок. Операция восстанавливает оптическую силу глаза, что обеспечивает высокие зрительные функции в послеоперационном периоде.

Наиболее часто применяемые подходы к лечению можно разделить на две большие группы:

1. Первую составляют мануальные методы, предполагающие удаление хрусталика при помощи хирургических инструментов (криоэкстракция, экстракапсулярная и тоннельная экстракция, мануальная фрагментация ядра).
  2. Вторую группу— энергетические методы дробления хрусталика, при использовании которых осуществляется разрушение ядра в полости глаза, и энергетические технологии (ультразвуковая факоэмульсификация, лазерная экстракция).

ml2ml3

Рис 1. Мануальная техника экстракции катаракты. Сформирован разрез 10 мм. а) Вскрывается капсула. б) Выведение ядра из полости глаза.

ml4phaco

Рис 2.Удаление катаракты с использованием техники ультразвуковой факоэмульсификации.

ml6ml7

Рис 3. Схематическое изображение процесса ультразвукового разрушения. а) Наконечник подводится к веществу хрусталика, включается генерация ультразвука. б) Под действием ультразвуковой ударной волны сформировался дефект в хрусталике.

to6

Рис 4. Этап операции по лазерной экстракции. В полости глаза рабочие наконечники. Идет процесс разрушения хрусталика и удаления хрусталиковых масс.

Выбор метода в каждом конкретном случае осуществляет хирург, руководствуясь своими навыками и видением операции. Существенное значение имеет специфика заболевания, а также сопутствующие изменения в тканях глаза. В целом на сегодняшнем этапе развития офтальмохирургии основной акцент делается на применение энергетических методов удаления катаракты. Их несомненное преимущество перед мануальными технологиями состоит в снижении риска операционных осложнений. Благодаря возможности изъятия хрусталика через микроскопические разрезы уменьшается степень травмы тканей глаза. Это в свою очередь позволяет сократить период восстановления после операции и в конечном итоге повысить зрительные функции. Обе технологи — ультразвуковая и лазерная — универсальны и могут быть с успехом использованы для хирургического лечения заболевания различного генеза.

В нашей клинике делается акцент на выполнение процедуры с использованием оригинальной методики лазерного разрушения ядра. В ее основе лежит ряд технологических решений, существенно расширяющих возможности энергетических методов удаления, и в первую очередь, твердых катаракт. Это наиболее щадящий для тканей глаза способ разрушения ядра хрусталика. Есть все основания полагать, что использование лазера открывает принципиально новые возможности для хирургии в этой сфере.